Компьютер для незрячих

Автор А.В. КИСЕЛЁВ

ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ!

Здравствуйте, уважаемый друг. У Вас появился компьютер. Но Вы, к сожалению, плохо видите или у Вас полностью отсутствует зрение, поэтому сомневаетесь в том, что сможете работать с ним. Увы, мой друг, я тоже не вижу, но как-то одна целительница предрекла мне появление третьего глаза и вот сейчас я не могу себя представить без компьютера. Что бы я без него делал? Компьютер - это и аудиостудия, и кинозал, и бухгалтерия, и библиотека. Он - и печатная машинка и чтец; я играю с ним в шахматы и учу английский язык. Компьютер - это связь со всем миром, это моя почта и телеграф. Компьютер - это огромный познавательный мир, и Вам, надеюсь, он поможет решить множество как сиюминутных, так и более
глобальных задач.
Я подружился с компьютером в библиотеке для слепых, где с 1998 года веду практические занятия по освоению компьютерной азбуки для всех читателей. Наличие постоянно возникающих вопросов по освоению правил работы за компьютером незрячими и слабовидящими людьми и подтолкнуло меня к написанию этих писем.
Пишу Вам эти письма для того, чтобы и у Вас появился "третий глаз" - окно в большой мир. Хочу, чтобы Вы мои рекомендации не воспринимали как занудную инструкцию. Читайте их, как письма другу. Надеюсь, что таковыми мы с Вами и станем в результате совместного изучения компьютера. Так давайте обратим наше внимание на этого Большого друга. Что мы видим? Три, четыре, а то и более каких-то отдельных узлов.
Какая же часть из них - компьютер? А всё это и есть компьютер.
По отдельности это будет:
1. Системный блок - самая неприметная и даже не очень красивая коробка с парой, тройкой кнопок с лицевой стороны и множеством мест для подключения шнуров с задней. А между тем системный блок - это наиглавнейшая часть компьютера, именно в нём находиться мозг, а если сравнивать с анатомией человека, то там находиться и пищеварительная, и дыхательная, и кровеносная системы.
2. Вторая часть компьютера чем-то напоминает телевизор, в принципе разница небольшая, называется он только
по- другому - монитор. Вещь для нас с Вами зачастую ненужная, но зато красивая, особенно если это жидкокристалический монитор.
3. Вот что нам будет необходимо, так это колонки или, как их по-другому называют - акустическая система. Они
также обязательно должны входить в состав компьютера. Если акустической системы нет как таковой в отдельности, то внимательно осмотрите бока монитора и лицевую сторону системного блока, может быть колонки встроены в монитор или в системный блок.
4. Клавиатуру, надеюсь, Вы узнали сразу. Эта такая планшетка с множеством клавиш. Сразу предупреждаю: не бойтесь, что клавиш так много, а пальцев только десять, скоро и этих клавиш Вам не будет хватать.
5. Вот что нам совсем не понадобиться, так это манипулятор мышь. Мышь - это овальный такой предмет с двумя или тремя кнопками сверху. Также как и монитор пускай пока стоят на столе.
Вот мы и познакомились с моим другом. Повторим, в понятие компьютер входит несколько составных частей: системный блок, монитор, клавиатура, акустическая система, мышь, - стандартный джентльменский набор. Если у Вас ноутбук, то и там, если приглядеться, то все эти части можно найти.
Я очень рад нашему знакомству. Надеюсь что Вы не сильно скучали. Главное чтобы Вы убедились, что компьютер стал чуть-чуть ближе. А если это так, то до встречи в следующем письме.

СОБЕРИ КОМПЬЮТЕР САМ.

Здравствуйте, вот мы снова собрались все вместе: я, Вы и наш общий друг - компьютер. Надеюсь, что Вы ещё не забыли, что входит в это ёмкое определение. Давайте вспомним вместе. Это:
1. системный блок;
2. монитор;
3. клавиатура;
4. акустическая система;
5. манипулятор мышь.
И последнее, что входит в понятие компьютер - это куча проводов, которые, если логически поразмыслить, должны соединять различные части компьютера в единое целое. Если Вы любопытны ихотите всё сделать своими руками, то за дело!
Внимательно изучите шнуры, которые идут с компьютером.
Довольно быстро Вы убедитесь, что у них у всех разные штекеры.
Одни из них напоминают что-то отдалённо похожее на вилку, другие - розетку. Примерьте их аккуратно, сильно не надавливая, к гнёздам на системном блоке и мониторе. Я уверен, что всё у Вас должно получиться. Каждое гнездо индивидуально и к нему подходит только один провод, и перепутать их довольно-таки трудно.
Кроме монитора, клавиатуры и мышки к системному блоку может быть подсоединён принтер, с помощью которого Вы будете распечатывать информацию на бумагу. Отдельно также подсоединяется сканер. Он поможет Вам увидеть то, что до сих пор, может быть, было для Вас только мечтой, а именно - сканирует плоскопечатную литературу, и Вы сможете её читать.
Принтер и сканер - это, конечно, хорошо, но с этим можно подождать, а вот что необходимо и откладывать покупку чего не советую, так это сетевой фильтр. Прежде чем воткнуть электрический кабель от системного блока в розетку, подумайте, насколько стабильное у Вас напряжение в сети. Если Вы сомневаетесь, то лучше не рискуйте и не подвергайте мозг компьютера сотрясениям, а включите его в сеть через сетевой фильтр.
Вы всё подсоединили, включили сетевой кабель от системного блока в сетевой фильтр, а фильтр уже непосредственно в розетку и Вам не терпится уже включить компьютер. Ещё секунду внимания.
Боюсь, что забуду и не скажу некоторых уточнений, которые необходимо сказать именно сейчас.
От монитора, как правило, отходят два шнура, один предназначен для передачи информации от системного блока к монитору. На обоих концах его одинаковая вилка в виде небольшой гребёнки внутри, их Вы подсоедините к монитору и системному блоку, надеюсь, без особых проблем. А вот второй вход на мониторе - это вход для подсоединения электрического провода; его второй конец Вы можете включить как непосредственно в сеть, например, через сетевой фильтр, так и воткнуть его в системный блок, если, во-первых, этот второй конец электрического кабеля похож на квадрат, а во-вторых, если в верхней части задней стенки системного блока Вы найдёте необходимую для этого "квадрата" квадратную розетку. Если такой разъём на системном блоке Вы не найдёте, то вполне может случиться так, что на месте этой розетки Вы обнаружите клавишный выключатель. Запомните, что у Вас есть такой выключатель и в дальнейшем, если при включении компьютера, он включаться не будет, то нажмите эту клавишу- это дополнительная страховка, в частности,
наверное, от маленьких детей.
Ещё одно небольшое замечание. У современных компьютеров разъёмы для подключения клавиатуры и мыши одинаковы. Это не так страшно, если при включении, компьютер очень долго не будет включаться, или после включения не будет работать мышь или клавиатура, просто поменяйте эти вилки местами. Также одинаковыми могут быть порты для подключения принтера и сканера, здесь уже совсем не заботьтесь - компьютер сам определит что есть что.
Штекер от колонок воткните в крайнее гнездо, ближайшее кмногогребенчатой розетке. Там, как правило, находиться выход на аккустические системы.
И уж на самый конец - совет: сетевой фильтр спасёт компьютер от поломок при нестабильном напряжении в сети; но, если в этой сети напряжения совсем не окажется, то... Здесь Вам может помочь блок бесперебойного питания, такой аккумулятор, который будет своевременно оповещать вас о том, что исчезло куда-то напряжение в сети, который поможет Вам без спешки закончить работу и сохранить все открытые документы. Поверьте, что эта вещь в хозяйстве может пригодиться.
Если я Вам совсем не надоел, то ждите от меня следующее письмо и читайте его, не отходя далеко от компьютера.

ЗАПУСК РАЗРЕШАЮ.

Здравствуйте. Мы снова вместе. Я рад продолжить с вами диалог. Вчера мы разобрались, наконец-то, что такое компьютер и даже попытались его соединить в единый агрегат. Сегодня мы проверим, как у нас удалась сборка. Для этого мы внимательно изучим системный блок, точнее - его лицевую сторону.
Очень аккуратно потрогайте фасадную сторону системного блока. На ней Вы обнаружите небольшие кнопочки, они служат для вытаскивания дисков, нам пока они не нужны. Больше нас будут интересовать более крупные кнопки. Они могут быть одинакового размера, так и разного, но они всегда находятся вместе, как бы в единомандеме. Это клавиши включения-выключения компьютера и его перезагрузки. Из этих двух сегодня нас интересует, в первую очередь, та клавиша, которая больше по размеру, а если они одинаковы, то находиться выше или правее. Эта клавиша имеет английское название "Powеr", что переводиться как сила, власть. Вот мы сейчас и проявим свою власть - нажмём на эту кнопку.
Внимание! При включении компьютера не рекомендуется нажимать какие-нибудь кнопки на клавиатуре или системном блоке.
Кроме того, желательно, если Вы не делаете каких-либо специальных загрузок держать в дисководах диски.
Вот он и настал момент истины. Если все подсоединения были сделаны верно, то через несколько секунд мы должны услышать музыку, оповещающую нас о том, что компьютер загрузился и готов к работе. Если мелодии нет, то что это может значить? Вот некоторые варианты решения этого вопроса:
1. Вы не включили колонки;
2. не правильно воткнут штекер от колонок в гнездо звуковой карты;
3. перепутали гнёзда клавиатуры и мыши;
4. одно из подсоединений сделано некорректно, не до конца;
5. у Вас стоит на компьютере отличная от Windows операционная среда.
Что в таком случае нам делать? Выключите компьютер, долго, секунд 5, подержав клавишу "Powеr". После этого проверьте все подсоединения, согласно выше изложенных пунктов, и вновь попробуйте включить компьютер.
Надеюсь, что, если не в первый раз, то на второй у Вас всё получилось: компьютер потрещав немного издал приятные звуки мелодии, давая тем самым понять, что он готов выполнить все Ваши приказания.
Сразу же, "не отходя от кассы", познакомимся и с соседкой - клавишей "RESET", что переводится как сброс или, в нашем случае больше подходит как перезагрузка. При нажатии этой клавиши компьютер выключится и тут же самостоятельно вновь начнёт загружаться. Нажимать эту клавишу мы будем в самом крайнем случае, когда компьютер перестанет нас слушаться и не будет выполнять с клавиатуры ни одной команды. В таких случаях говорят: "Компьютер завис". Кстати, на современных компьютерах такое зависание практикуется всё реже и реже, может быть поэтому клавиша "RESET" становиться всё меньше, вплоть до малюсенькой кнопки, утопленной на клавише "POWER".
Вы можете потренироваться с перезагрузкой, но хочу предостеречь Вас от многократного нажатия кнопки "POWER". Из-за частого перепада напряжения срок службы компьютера резко сокращается.
На самом компьютере есть несколько функций, которые в том случае, если Вы долго на нём не работаете, переведёт компьютер в режим ожидания, при котором энергии он употребляет минимум. Иногда даже советуют смотреть на компьютер как, например, на холодильник, мы ведь холодильник не выключаем через каждые полчаса. Но если Вам трудно совсем не выключать компьютер, то не выключайте его хотя бы днём, если знаете, что сегодня ещё раз сядете за него.
Вот мы и подошли с Вами к главной тайне - как незрячему человеку работать за компьютером. Секунду терпения и ваш хоть и может быть новый, но все равно заштатский компьютер станет спецкомпьютером или говорящим другом.
Для слепых и слабовидящих пользователей, а сейчас я буду всё чаще так вас называть, существует несколько программ, которые озвучивают все сообщения на экране и, кроме того, есть специальный прибор - Брайлевский дисплей, позволяющий читать руками эту информацию. Но так как Брайлевские дисплеи пока из-за своей высокой цены мало доступны широкому кругу пользователей, мы всё своё внимание сосредоточим на программах экранного доступа.
Из "говорящих" программ наиболее распространены JAWS и VIRGO. В последующих письмах мы с Вами разберём как работать с наиболее популярной из них -программой JAWS, которая озвучивает операционную среду WINDOWS. Но прежде её необходимо установить на компьютер. Данная работа не вызовет особых проблем, если инсталлировать JAWS Вы будете из оболочки программы MAXREADER, которую создали Александр и Максим Васильевы.
Можно поступить и по-другому, но тогда для установки программы JAWS, а за одним и для изменения настроек Вашего компьютера необходимо будет прибегнуть к помощи человека не отягощённого проблемами со зрением. Если Вы выберите второй вариант, то всё что необходимо сделать в первую очередь, Ваш зрячий друг сможет прочитать в следующем письме. А я на время попрощаюсь с Вами.

ДВА СЛОВА СОСЕДУ ИЛИ ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ.

Добрый день. Сейчас я бы хотел два слова сказать Вашему соседу, не имеющего проблем как со зрением, так и в общении с компьютером. Можно обойтись и без него (как это сделать Вы прочитаете в следующих письмах), но если уж он есть и сидит рядом, то давайте его озадачим.
Следующие слова я адресую Вам, сосед. Слепые и слабовидящие, как и все пользователи, работают в операционных средах Dos, Windows и Linux. Но лучше, если у Вас на данный момент стоит операционная среда Windows, поскольку здесь везде я буду ссылаться на программу, которая озвучивает именно Windows -Jaws for Windows.
Windows любой (от 98-го до XP).

Для этой операционной среды сделайте, пожалуйста, следующие настройки:
1. Уберите из панели задач и из программы Мой компьютер Панель инструментов;
2. Снимите флажок с параметра "как web-страница" (для WIN-DOWS-98) из меню "Вид" программы Мой компьютер;
3. Установите представление элементов в папке в виде списка;
4. Разрешите показ расширений для зарегистрированных типов;
5. В Windows-2000 и XP сделайте вид главного меню и способ представления папок классическим;
6. Установите эти настройки для всех папок;
7. Для слабовидящего пользователя рекомендую сделать контрастный фон Рабочего cтола, например чёрный и без рисунков;
8. Установите программу Jaws любой версии на винчестер: её можно скачать из интернета по следующим ссылкам:
FTP://FTP.FREEDOMSCIENTIFIC.COM/USERS/HJ/PRIVATE/WEBFILES/JAWS/J510383Q.EXE
HTTP://WWW.SYNAPSEADAPTIVE.COM/HENTER2/JFW/
HTTP://WWW.FREEDOMSCIENTIFIC.COM/FS_PRODUCTS/SOFTWARE_JAWS60INTRO.ASP
HTTP://ART.BDK.COM.RU./GOVOR/NOEYE.HTM.
А также можно приобрести её у официального распространителя этой программы - ИПТК "ЛОГОС".
9. Создайте на Рабочем столе ярлык для файла, (jfw.exe) запускающего программу Jaws, и назначьте для него клавиши быстрого вызова, например ctrl+alt+J.
На этом большое спасибо Вам. Не забывайте и в дальнейшем помогать моему другу.

MAXREADER ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ.

Приветствую Вас, мой самостоятельный друг! Как было обещано в предыдущем письме, я постараюсь описать, как можно самому сделать из простого железа суперкомпьютер. Для этого нам понадобится диск, на котором записана программа Александра и Максима Васильевых - MAXREADER.
В начале работы обратим всё внимание снова на системный блок, который, надеюсь, вы уже включили. Помните, когда мы впервые осматривали его лицевую сторону, то нашли две небольшие прямоугольные кнопки. Они служат для извлечения дисков. Можете смело их понажимать. При нажатии кнопки, которая находиться под глубокой щелью, ничего не произойдёт, поскольку туда ещё не была вставлена дискета. А вот при нажатии другой прямоугольной кнопочки должен выехать лоток, в который мы и положим диск. При повторном нажатии той же кнопки, лоток с диском уйдёт обратно в системный блок, или для этого можно просто подтолкнуть его в дисковод.
Внимание! Как узнать: какой стороной нужно класть диск в дисковод? Для этого обратите внимание, как диск был вставлен в собственный контейнер - как правило, сторона с записью обращена к подложке. В лотке дисковода эта сторона с записанной информацией должна быть обращена вниз. В том случае, если Вы всё-таки положите диск неправильно, то лоток с диском выедет наружу через неко торое время или ничего не произойдёт вообще.
У вас, конечно же, всё получилось, и диск - схватился и зажужжал. Послушайте внимательно, что сейчас скажет компьютер. Он должен представиться и предложить Вам установить "говорящую" программу MAXREADER. Не отказывайтесь! Более того, вам даже не потребуется что-либо нажимать на клавиатуре - программа всё сделает самостоятельно без Вашей помощи. А пока у Вас устанавливается программа и перезагружается компьютер, я скажу пару слов про диск и про устанавливаемую программу.
Вся информация в мире содержится в двух видах памяти: в голове, например, у человека или письменном - в виде книг, картин, аудио или видео варианте. Так вот, первый вид памяти мы будем называть оперативной памятью. Такой вид памяти есть и у компьютера, и она всегда работает, также как и мозг у человека. Разница лишь в том, что когда человек "отключается", т.е. спит, его память все равно продолжает работать. А вот, если мы выключим компьютер, то всё, что так упорно запоминал компьютер за время работы, исчезнет.
Так вот, чтобы этого не случилось, как человеку, так и компьютеру приходиться использовать ещё и другой вид памяти - записывать всё самое необходимое в тетрадках, книжках, на холстах, на аудиоленте или видеоплёнке.
Только компьютеру ничего этого не надо, у него вместо бумаги, аудио или видеоленты есть жёсткий диск. Самую главную информацию компьютер держит на жёстком диске, который находится глубоко в системном блоке. А вот новая информация или информация, которая нас будет интересовать, время от времени, может храниться на переносных дисках, т.н. CD-ROM (компакт-дисках). Такой CD-ROM у Вас сейчас устанавливает на ваш компьютер программу MAXREADER.
Программа MAXREADER предназначена для чтения электрон ных книг. Она проста в управлении и озвучивает свою работу довольно-таки приятным голосом. Кроме прослушивания книг, вы можете использовать эту программу и для дальнейшей работы на компьютере, совершая более сложные операции, поскольку она представляет из себя как бы специальную "говорящую" оболочку. Но описывать полностью, как с ней работать, я здесь не буду: поскольку эта программа сама имеет весьма полную инструкцию; а, кроме того, у нас с Вами есть более глобальная задача - научиться работать в тех же программах, что и Ваши близкие и друзья.
Извините, я немного отвлёкся, а между тем программа MAXREADER уже установилась на Ваш компьютер и перезагрузи-
ла его. Более того, она уже начинает что-то требовать. Кстати, диск нам больше сегодня не понадобиться, поэтому его уже можно вынуть из дисковода.
Для того, чтобы удовлетворить запросы разговорчивой программы, нам придётся некоторое время уделить внимание клавиатуре.
Не бойтесь, сегодня нам понадобится самый минимум клавиш.
А именно: первая клавиша, которую запросит программа, - это клавиша "Ф1", она у нас всегда вторая на первом сверху ряду. Эту клавишу Вы нажмете, если не пожелаете, чтобы MAXREADER загружался каждый раз при очередном включении компьютера.
Не будем игнорировать и первую клавишу в этом ряду, тем более что она может уже скоро нам понадобится. "ESC"- (ESCAPE - убегать) - название у этой клавиши. Она нажимается, когда необходимо отказаться от чего-либо.
А сейчас найдите самую длинную клавишу на нижнем ряду клавиатуры - это клавиша пробела, "SPACE" по-английски. Именно при двойном нажатии клавиши пробела, как уже сообщила Вам программа MAXREADER, начинается чтение открытой на экране монитора книги. Чтобы остановить чтение - снова нажмите клавишу "SPACE".
Послушали открытую книгу? Надеюсь, что голос Вам понравился. Но - пора. Сегодня мы совершили героический поступок - научили компьютер разговаривать. Для того, чтобы выйти из этой программы, нам понадобятся ещё две клавиши. Думаю, что их мы найдём быстро. Это клавиши "ALT", они стоят по бокам от пробела, и клавиша "Ф4" заканчивает блок клавиш, которые начинаются клавишей "Ф1". Чтобы закрыть программу MAXREADER, мы нажима-ем левую клавишу "ALT" и, удерживая её, нажимаем "Ф4", послечего обе эти клавиши опускаем.
Устали? Если Вы устали и немного переволновались, а я, поверьте, хорошо понимаю Вас, первопроходчиков, то немного отдохните, а в следующий раз мы с Вами продолжим.

JAWS, ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА.

День добрый. Выйти-то мы вышли, из оболочки Максридера, но радости от этого не прибавилось - компьютер вновь молчит.
Но, я знаю, Вы со мной согласитесь, что самое интересное заключа ется именно в преодолении постоянно возникающих на нашем пути препятствий. И на этот раз, уверяю Вас, всё у нас получится.
Если Вы решили обойтись без помощи извне и движетесь к заветной цели - освоить компьютер, самостоятельно, то для установки демо-версии программы JAWS повторно вставьте в лоток дисковода диск с программой MAXREADER. Голос, который вскоре появиться, подскажет, что необходимо делать. А чтобы лучше понимать друг друга, познакомимся ещё с пятью клавишами клавиатуры.
Присмотритесь к нижнему ряду клавиш. Если аккуратно провести рукой по всей длине этого ряда, то почувствуете, как он дважды прерывается. Эти прерывания делят всю клавиатуру на три основных блока. Первый самый большой блок слева - буквенно-цифровой мы будем называть просто - "печатная машинка". Второй блок отвечает за перемещение курсора по экрану. Третий блок - "малая цифровая клавиатура". Сориентировались?
Сейчас всё внимание на второй блок. В нижней его части находится пирамидка из четырёх клавиш, - это клавиши со стрелками перемещения курсора. По их расположению можно легко догадаться - на какое направление указывает конкретная клавиша.
Курсор, или его ещё называют фокусом, помогает нам передвигаться по экрану. Если при передвижении мы попадаем на элемент, который необходимо открыть, чтобы просмотреть его содержимое
или запустить на выполнение программу, то нажимаем клавишу ENTER (ввод). Эта клавиша находиться в самом правом нижнем углу, как на малой цифровой клавиатуре, так и на всей клавиатуре целиком. Вообще-то, на клавиатуре находятся две клавиши ENTER, но о второй мы поговорим чуть попозже.
При установке программ учтите, что эта операция будет занимать некоторое время, поэтому не спешите паниковать, а лучше дождитесь окончания запущенного процесса, тем более, что вам ничего другого делать и не остаётся - весь процесс установки программы автоматизирован у большинства представленных версий. После завершения установки программы с возгласом "ура!" работу с диском можно завершить.
При закрытии оболочки программы Максридер мы оказались на Рабочем столе, так называется программа, которая появляется первой при загрузке компьютера.
На Рабочем столе находятся значки или иначе их называют ярлыками тех программ, с которыми мы часто работаем. Среди этихярлычков должна находится и ссылка на программу JAWS.
Пока компьютер говорит, походите по ярлыкам, познакомьтесь, как они называются. Для передвижения используйте сначала вертикальные клавиши ВВЕРХ-ВНИЗ, а затем клавиши ВЛЕВО-ВПРАВО. Скоро Вы убедитесь в том, что все элементы, находящиеся на Рабочем столе, располагаются в вертикальных колонках. Этих колонок может быть и одна, и две, и более. При этом обратите внимание на то, что если, к примеру, вторая колонка неполная, то, когда мы
движемся вниз, то незаметно перескакиваем на элементы, расположенные в первой колонке.
Походили, посмотрели, а сейчас попробуем разобраться.
Название Рабочий стол говорит само за себя. Это Ваш письменный, игровой или директорский стол, - всё зависит от Ваших
пристрастий. Вследствие этого на своём Рабочем столе мы можем иметь всё по своему желанию: печатную машинку, записные книжки, телефон и т.д., а можем и всё убрать. Точно также и на Рабочий стол компьютера мы ставим только те вещи, которые нам необходимы постоянно или с которыми мы работаем сейчас.
Но что это за вещи? Здесь мы столкнёмся с первым виртуальным чудом. Оно заключается в том, что на Рабочий стол компьютера мы, как правило, вытаскиваем не сами программы, папки и документы, а только их ярлычки.
Ярлык можно сравнить с фотографией, где, например, запечатлена Ваша печатная машинка. Но, когда мы находим фотографию этой печатной машинки у себя на Рабочем столе и нажимаем клавишу ENTER, то картинка оживает и превращается в полноценную программу. А в то же время на Рабочем столе мы с этим ярлыком - фотографией можем делать всё, что нам заблагорассудится: перемещать, переименовывать и, даже удалять. Да, мы можем даже разорвать эту
фотографию и выкинуть её в корзину, а программа, в данном случае - печатная машинка, останется целой и невредимой. Поэтому, первым делом, передвигаясь по Рабочему столу, ничего не надо боятся.
Сам ярлычок и действительно несколько похож на фотографию. Он состоит из двух частей - пиктограммы с верху (пикто-
грамма это и есть что-то наподобие фотографии) и подписи снизу, которую и озвучивает JAWS. Иногда эти ярлычки называют иконками или значками, но, в принципе, не в названии дело. Единственное отличие из всего этого набора ярлыков на Рабочем столе Вам могут попасться следующее - СИСТЕМНЫЕ ЗНАЧКИ, такие как "МОЙ КОМПЬЮТЕР", "МОИ ДОКУМЕНТЫ", "КОРЗИНА" и "СЕТЕВОЕ ОКРУЖЕНИЕ". Их или совсем нельзя будет удалить с Рабочего стола или появится сообщение о, откуда можно будет их вновь восстановить.
Удалять и восстанавливать мы будем в следующий раз, а сегодня, думаю, что мы честно заслужили небольшой отдых. Поэтому я с Вами ненадолго попрощаюсь, а Вы походите ещё немного по ярлычкам и попытайтесь понять, что Вам говорит JAWS.

СВЕРИМ ЧАСЫ.

Доброго, Вам, дня. Отдохнули, вспомнили, чем занимались накануне. Замеча-
тельно. А сегодня нас ждут новые высоты! Для начала проверим, говорит ли у нас до
сих пор JAWS?
На последней встрече мы с Вами узнали, что такое ярлык. А когда перемеща-
лись по Рабочему столу, узнали, что среди прочих есть на нём ярлык для программы
JAWS. Мы даже знаем, как его запустить - с помощью клавиши ENTER. Но вот про-
блема - как попасть на нужный ярлычок, когда компьютер молчит?
Если зрячий сосед ещё рядом, то двойным нажатием левой кла-
виши на этот ярлык он может его запустить. Но мы вновь попробуем
всё сделать самостоятельно.
Во-первых, нам действительно лучше всего один, но только
один раз, нажать левую кнопку на манипуляторе мышь для активиза-
ции Рабочего стола.
Что такое активизация? Это можно сравнить с классом, где поля
- это ученики, а учитель - Вы. Когда Вы указываете своей указкой на
одного, другого ученика - они отвечают, а другие молчат. Только в
компьютере роль указки для зрячих людей заменяет мышка. Хоть
очень скоро мы откажемся от её услуг, но не познакомиться с ней
было бы неприлично.
При включении компьютера в центре Рабочего стола появляет-
ся светящаяся точка - это Индикатор мыши. Он может быть раз-
ной формы. Когда мы передвигаем мышь, передвигается и Индика-
тор мыши на Рабочем столе. На самой мышке находятся несколько
кнопок. Нас сейчас интересует крайняя левая кнопка. Когда пользо-
ватель передвигает Индикатор мыши с одного поля на другое и на-
жимает левую кнопку на мышке, он активизирует это поле и оно, как
послушный ученик, сначала представляется, а затем выполняет тре-
буемые задачи...
Итак, нажав левую кнопку мыши, мы показываем компьютеру,
что сейчас желаем работать с Рабочим столом. Затем нам будет не-
обходимо нажать клавишу с буквой "J" - первая буква от слова
JAWS. Чтобы это сделать, отсчитайте снизу третий ряд на клавиатуре
блока Печатной машинки и аккуратненько поводите по этому ряду
пальцами. Вскоре Вы заметите, что две клавиши на этом ряду выде-
лены выпуклыми точками, так вот правая из них и есть буква J. На-
жмите эту букву, а затем клавишу Энтер. Заговорил? Нет? Если ком-
пьютер ещё молчит, - значит на клавиатуре включен русский режим.
Чтобы перейти на латиницу, нам необходимо изучить ещё две
клавиши. Сначала клавиша CTRL ("контрол"), она начинает и за-
канчивает нижний ряд блока Печатной машинки. Клавиша SHIFT
("шифт") располагается прямо над клавишами CTRL. Клавиши
CTRL, SHIFT и ALT как левые, так и правые абсолютно равноценны.
Разница лишь в том, что левые - нажимаем левой рукой, а правые -
правой.
Для перехода на латиницу нажмите две клавиши: левый ALT и
любой SHIFT. Не забыли, как нужно нажимать две клавиши вместе?
Сначала нажимаем первую и, удерживая её, нажимаем вторую кла-
вишу, а потом вместе их отпускаем. Всю эту операцию нужно совер-
шать ритмично: чётко нажимать и быстро отпускать клавиши. И в
дальнейшем, когда Вы столкнётесь с необходимостью нажатия двух
или более клавиш, не забывайте этого правила.
Я, к сожалению, не знаю какой режим переключения на Вашем
компьютере. Их может быть два. О первом, который стоит, как пра-
вило, по умолчанию, я уже сказал выше, это левый ALT+SHIFT,
второй способ - это нажать комбинацию клавиш CTRL+SHIFT. По-
пробуйте оба варианта и после каждого нажмите клавиши "J" и "EN-
TER" На очередной раз нажатия клавиши ENTER, уверен, что
компьютер заговорит и чудо свершится...
Кстати, не забудьте при нажатии какой комбинации клавиш клавиа-
тура переключиться на латиницу - это Вам пригодится в дальнейшем.
А пока проверим, какую ещё информацию кроме названия ярлыков
на Рабочем столе, может нам сообщить JAWS. Спросим у него, к
примеру, какой сейчас час? Но для этого нам самим придётся изучить
ещё две клавиши.
Первая из них - это клавиша INS ("INSERT" - на русский пе-
реводиться как вставка). Эта клавиша располагается в двух местах.
Сначала изучим самую легкодоступную. Она находиться на малой
цифровой клавиатуре, в нижнем ряду, первая слева. Чтобы легче за-
помнить, посмотрите - клавиша Вправо, на блоке управления курсо-
ром, прямо показывает на неё.
Итак, клавишу INSERT мы нашли. Вторая клавиша - это Ф12.
Вспомните, что-то похожее нам уже попадалось. Да, - мы уже знаем
клавиши Ф1 и Ф4. Посмотрите, а сколько у нас на первом ряду кла-
виатуры таких блоков - по четыре клавиши? Их три, т.е. всего две-
надцать - это и есть двенадцать функциональных клавиш, последняя
из которых интересующая нас сегодня клавиша.
Заканчивает первый ряд клавиатуры блок из трёх клавиш. Это системные или
модульные клавиши. Используются они, как правило, очень редко, поэтому пока не
будем на них останавливать своё внимание.
Давайте сверим часы. Нажмите клавишу INSERT и, не отпуская
её, нажимаем F12. Хорошо, со временем определились, а не забыли
ли Вы какой на дворе день? Если забыли, то и здесь Вам поможет
JAWS. Для этого при нажатой клавише INSERT быстро нажмите
клавишу F12 дважды. Замечательно: думаю, что мы определились во
времени и пространстве.
Вы сейчас владеете программой, которая, постоянно разговари-
вая с Вами, поможет изучить основы работы на компьютере. Она бу-
дет читать Вам письма друзей и родных, она постоянно будет сопро-
вождать Вас во всех уголках компьютерного мира. Сейчас Ваш ком-
пьютер можно назвать тифлокомпьютером, т.е. компьютером для
слепых, но мне, честно говоря, не очень нравится такая аббревиатура
"тифлокомпьютер", да и неправильно это считаю. Если на компьюте-
ре стоят бухгалтерские программы, разве мы называем его бухгал-
компьютер или чертёжкомпьютер, если на нём стоят программы для
чертёжника? Любой компьютер может служить для слепого, для чер-
тёжника или бухгалтера, - всё зависит от установленного про-
граммного обеспечения. Главное сейчас - подружиться с Джоусом,
научиться его слушать, слышать и даже понимать. Согласен, что, по-
ка эта программа не совершенна; возможно, многое сразу Вы не пой-
мёте, что говорит JAWS, но поверьте моему опыту - через недельку-
другую Вы всё будете понимать и даже увеличивать скорость его го-
лоса.
Сегодня Вы познакомились только с одним способом включения
программы JAWS. Этот способ, наверное, самый тяжёлый и неудоб-
ный, но знать его полезно. На страницах последующих писем Вы уз-
наете более удобные варианты загрузки как JAWS, так и других про-
грамм. А пока попробуйте повторить несколько раз изученный сего-
дня метод включения программы JAWS, выключая его предваритель-
но с помощью комбинации клавиш INSERT+Ф4.
Эта комбинация клавиш уникальна, она служит только для вы-
ключения одной программы - JAWS. Если нажали эти клавиши
правильно, тогда последует вопрос о подтверждении своих дейст-
вий. Удовлетворите этот запрос нажатием клавиши ENTER. А я на
этом с Вами попрощаюсь.

БЫСТРЫЙ ВЫЗОВ.

Доброго Вам дня, уважаемый друг. Включая накануне программу JAWS, Вы узнали не-
сколько новых клавиш. Сегодня эти знания Вам пригодятся при освоении нового способа
вызова нашего многословного сопровождающего по компьютерным закоулкам. Для начала
включите JAWS известным методом и щёлкните раз левой кнопкой мышки для активизации
поля Рабочего стола.
Приступим к главной задаче сегодняшнего дня - назначим для вызова программы
JAWS специальные клавиши. Используя эти "горячие" клавиши, мы сможем вызывать
JAWS, где бы ни находились, и при любой раскладке клавиатуры. Для этого необходимо
стать на ярлык программы JAWS и нажать комбинацию клавиш ALT+ENTER. Такой ком-
бинацией клавиш открываются свойства любого выделенного элемента.
Здесь позволю себе небольшое уточнение. Помните, как-то было сказано, что на кла-
виатуре у нас находиться две клавиши ENTER. Так вот в этой комбинации, думаю, будет
удобнее работать именно со второй, которая находиться прямо над правой клавишей SHIFT.
Когда найдёте эту клавишу, то обратите внимание, какой оригинальный у нее изгиб, она од-
на такая изогнутая.
При открытии свойств ярлыка, мы попадаем в режим диалогового окна. Более под-
робно о том, как работать в диалоговых окнах мы ещё познакомимся попозже, а сейчас нау-
чимся передвигаться по нему. Для этого нам нужна ещё одна клавиша - клавиша TAB (табу-
лятор). Для её поиска, найдём сначала клавишу ESCAPE (самый верхний левый угол). Спус-
каемся от неё вниз: вторую клавишу мы пропускаем, а вот третьей будет как раз он, наш Та-
булятор!
Можете несколько раз понажимать клавишу TAB, находясь в диалоговом окне свойств. Ско-
ро Вы заметите, что оказались на прежнем месте, правильно диалоговое окно, оно цикличе-
ское. Если с помощью клавиши TAB мы передвигаемся как бы вперёд по этим окнам, то,
нажимая комбинацию клавиш SHIFT+TAB, Вы двигаетесь в обратном направлении.
В процессе передвижения найдите поле, где назначаются "горячие" клавиши быст-
рого вызова. Программа JAWS Вам об этом скажет и даже сообщит, что пока такие клавиши
отсутствуют.
Как назначить клавиши быстрого вызова? Если вы хотите, чтобы в назначенной
комбинации присутствовали буквы, то нажмите, известную уже нам клавишу с буквой J.
Шагните вперёд, а потом обратно и Вы услышите следующую комбинацию клавиш:
CTRL+ALT+J. Вы можете назначить и другие комбинации клавиш, необходимо лишь, что-
бы в них участвовали так называемые модульные клавиши: CTRL, SHIFT или ALT. И ещё,
лучше, если в комбинации будет участвовать как минимум три клавиши, поскольку команды
на многие двухклавишные уже существуют во многих программах.
Для того, чтобы убрать непонравившуюся Вам комбинацию клавиш, нажмите в этом
поле BACKSPACE. Эта клавиша находиться над фигурным Энтером в правом верхнем углу
блока Печатная машинка. При нажатии клавиши BACKSPACE в этом поле опять будет
звучать слово "нет".
Чтобы завершить процесс назначения "горячей" комбинации клавиш, с помощью та-
булятора идём до поля со словом "OK" и жмём ENTER.
А сейчас можно испытать нашу сегодняшнюю работу. Выключите сначала JAWS с
помощью клавиш INSERT+Ф4, подтвердите свой ход нажатием клавиши ENTER, а по-
сле этого нажимаем заветные "горячие" клавиши, что назначили для запуска программы
JAWS. Нажимаем и слушаем, что нам скажет эта программа. Если она скажет: "Джоувс к
работе готов", то нажатие было ритмичным и правильным. Если ничего не скажет - зна-
чит - не дожали клавиши. Попробуйте ещё раз. Но, если скажет только одно слово "ДЖО-
УВС"- значит - Вы перестарались и очень долго жали клавиши. На экран монитора в таком
случае выходит окно этой программы, чего быть не должно, т.к. эта программа резидентная,
т.е. невидимая, резидент одним словом. В таком случае её необходимо выключить и снова
загрузить нажатием заветных клавиш.
Сегодня Вы сделали большое дело. Назначение "горячих" клавиш резко увеличива-
ет скорость Вашей оперативной работы за компьютером. Не забывайте про эту возможность
и в дальнейшем, когда будете работать с другими программами. Дерзайте, а я пока проща-
юсь.
Кстати, у программы Максридер тоже есть "горячие" клавиши. И если Вы были вни-
мательны при установке этой программы, то они были произнесены - CTRL+ALT+Я.
(Буква "Я" находится справа от левой клавиши SHIFT).

МЫШИНАЯ ВОЗНЯ.

Приятного, Вам, времени суток. Вы уже за компьютером?
Замечательно. Сверим наши часы. Если подзабыли - ничего
страшного, сейчас вспомним. Нажимаем клавишу INSERT, после
чего, если мы один раз нажмём F12, то услышим время, если нажмём
дважды, то JAWS скажет день, месяц и текущий год.
Накануне мы назначили "горячие" клавиши для быстрого за-
пуска программы JAWS. Потренировались, как правильно включать
эту программу. Сейчас она приветствует Вас правильно и на экране
монитора не появляется её окно. Я рад, с чем и вас поздравляю!
Сегодня мы вновь поработаем за Рабочим столом. "Рабочий стол" это не только
поле, но это первая программа, которая запускается при включении компьютера. А
уже она вмещает в себя три таких сегмента как "РАБОЧИЙ СТОЛ", "ПАНЕЛЬ ЗАДАЧ"
и кнопку "ПУСК". Самым большим из них, безусловно, является поле Рабочий стол.
Поле Панель задач, как правило, занимает узкую полоску внизу экрана, а кнопка Пуск,
она и есть кнопка, которая располагается в нижнем левом углу экрана.
Сразу предупреждаю, что компьютер можно настроить так, чтобы, пока мы не-
посредственно не обращаемся к Панели задач и к кнопке Пуск, их не было видно на эк-
ране, я, кстати, так и делаю. В таком случае весь экран занимает поле Рабочий стол.
Для начала активизируем его. Вспоминаем, как мы это делали: один раз нажмём
на левую кнопку мыши. Тут необходимо сделать одно замечание. При одиночном на-
жатии левой клавиши мыши мы активизируем тот элемент, на котором стоит индика-
тор мыши. Так как нам необходимо активизировать не ярлык, не Панель задач или
кнопку Пуск, а поле Рабочего стола, то важно не передвигать сам манипулятор мыши,
т.к. после загрузки его индикатор устанавливается посередине Рабочего стола, где, как
правило, пусто, т.е. то, что нам и нужно. Если же Вы уже передвигали манипулятор
мыши, то сейчас, перед нажатием левой клавиши, передвиньте его в правый верхний
угол, где чаще всего ничего нет.
Мы попробовали только один способ активизации Рабочего
стола при этом использовали манипулятор мыши, а ранее, помните, я
зарекался, что мы не будем его трогать. Что ж, спешу исправиться.
Чем хороша программа JAWS? Тем, что все функции, что ис-
полняет мышь, выполняются с помощью клавиатуры. При этом
вовсе не надо искать какую-то суперклавиатуру, - все клавиши мыш-
ки прописаны на малой цифровой клавиатуре. Мы уже знаем две кла-
виши на этом блоке - клавиши INSERT и ENTER. Если мы сдвинемся
вверх от клавиши ENTER, то попадём на такую же, как ENTER, вы-
сокую клавишу, это клавиша переключения программы JAWS на PC-
курсор. Когда программа JAWS включена в режиме PC-курсора, то
она озвучивает только выделенные элементы активного поля. Так,
например, когда мы передвигаемся по ярлыкам Рабочего стола, то
при переходе на новый ярлык он выделяется более ярким цветом на
экране и произносится.
Над курсором располагается маленькая крайняя в этом ряду
клавиша, которая отвечает за переход программы JAWS в режим
Мышиного курсора (ещё его называют JAWS-курсором или про-
сто JAWS). А, при быстром двойном нажатии этой клавиши мы ока-
зываемся в режиме Невидимого курсора. Чем отличаются эти режи-
мы от режима PC-курсора? Когда программа JAWS работает в ре-
жиме мышиного или невидимого курсора, то при передвижении по
экрану она не выделяет какие-то отдельные элементы, находящиеся
на нём, при этом читает всю строчку целиком. Например, если Вы
переключитесь на Мышиный режим, и будете переходить по ярлы-
кам Рабочего стола, то будут читаться сразу все ярлыки, находящие-
ся на этой горизонтали.
Вы спросите: зачем это надо? С помощью JAWS-курсора мы
можем более целостно представить себе всю ту картину, что творится
у нас на Рабочем столе. Невидимый курсор тем отличается от
Мышиного, что он не передвигает при своём передвижении
индикатор мыши, что не вызывает появления иногда ненужных
комментариев.
Если запутались и уже не помните, какой в данный момент ак-
тивен курсор, не расстраивайтесь. Вам об этом поведает машина при
нажатии клавиш ALT+DEL.
Для того, чтобы совместить все курсоры в одной точке, сущест-
вуют дополнительные комбинации клавиш. Необходимо только ре-
шить - где этим курсорам встречаться. Если мышиный курсор со-
брался в гости к PC-курсору, то для их совмещения в зоне владения
принимающей стороны нажимаем INSERT+JAWS-курсор. Если PC-
курсор надумает посетить JAWS-курсор, то жмём INSERT+PC-
курсор.
Эти же клавиши распространяются и на невидимый курсор.
Можно сделать и так, чтобы оба курсора не только встретились,
но и продолжили в дальнейшем неразрывно существовать, как сиам-
ские близнецы. Чтобы JAWS-курсор постоянно следовал за PC-
курсором, используйте комбинацию клавиш CTRL+INSERT+JAWS-
курсор. Повторное нажатие этих клавиш освободит PC-курсор от
постоянного соседства с JAWS-курсором.
От клавиши, отвечающей за включение Мышиного курсора,
сейчас движемся влево. Первая, попавшая нам на пути, клавиша от-
вечает за функции правой кнопки мыши. Если вы её нажмёте, то от-
кроется контекстное меню, нам оно пока не нужно; поэтому, чтобы
закрыть это меню, нажмите клавишу ESCAPE. А вот левее Правой
кнопки мыши находится, конечно же, Левая кнопка, которую мы и
будем в дальнейшем нажимать, в том случае, если нам потребуется
активизировать, например, Рабочий стол.
Левую или правую кнопку мыши можно зафиксировать в нажа-
том состоянии. Для того чтобы сделать это, необходимо нажать нуж-
ную кнопку мыши вместе с клавишей INSERT. Чтобы отпустить за-
фиксированные кнопки, нажмите их ещё раз.
Потренируйтесь с передвижением в различных режимах курсо-
ра, нашей волшебной палочки, а в следующих письмах мы более под-
робно разберём ещё два поля - Панель задач и кнопка Пуск, о ко-
торых сегодня лишь вскользь упомянули.

РАБОЧИЙ СТОЛ.

Приветствую Вас. Сегодня мы активизируем Рабочий стол,
уже не прибегая к помощи манипулятора мышь, а сделаем эту
операцию с помощью клавиатуры. Помните, что я обещал Вам
накануне? Конечно же, помните и, поэтому, скорее, в путь!
Переход на кнопку Пуск и на Панель задач осуществляется с
помощью клавиши TAB (третья, под клавишей ESCAPE), когда дви-
жемся вперёд и с помощью клавиш SHIFT+TAB, когда движемся в
обратном направлении. Это такие же равноценные сегменты про-
граммы Рабочий стол, как и одноимённое поле.
Кнопка Пуск открывает Главное меню расположенное вер-
тикально, где можно найти все установленные программы, выпол-
нить необходимые настройки и даже найти те документы, с которыми
недавно работали.
Название Панели задач говорит само о своём предназначении -
показывать какие программы (задачи) в данный момент вклю-
чены. Но кроме Панели задач в этом горизонтальном меню Вам
могут ещё встретиться Служебная панель и Панель инструментов.
Они также предоставляют информацию о запущенных процессах.
Если по горизонтальной Панели задач мы передвигаемся, про-
сто нажимая клавиши вправо или влево, то кнопку Пуск нам не-
обходимо ещё "нажать". Это можно сделать несколькими спосо-
бами.
Первый способ - это, находясь непосредственно на кнопке
Пуск, нажать ENTER.
Второй способ легче: используя его, не надо с помощью табуля-
тора искать кнопку Пуск, а, находясь абсолютно в любом месте, на-
жать клавишу "WINDOWS". Эта клавиша для нас нова, но мы уже
частенько запинались об неё, перескакивая с левой клавиши CTRL на
левый же ALT. Да, это и есть клавиша "WINDOWS". Ещё одна такая
клавиша расположена сразу же после правой клавиши ALT.
Закрывается Главное меню, также как и все виды меню, о кото-
рых узнаем далее с помощью клавиши ESCAPE или повторным на-
жатием клавиши, с помощью которой мы это меню открыли. В дан-
ном случае это клавиша WINDOWS.
Есть ещё и третий способ, наиболее универсальный, открытия
Главного меню, это нажатие комбинации клавиш CTRL+ESC. Этот
способ универсален тем, что после закрытия Главного меню, откры-
того таким способом, мы всегда попадаем на кнопку Пуск, с кото-
рой можем уже перейти или на Рабочий стол, или на Панель задач.
Поэтому иногда такой способ открытия Главного меню
(CTRL+ESC и ещё раз ESCAPE) используется для активизации Ра-
бочего стола.
Дополнение. Чтобы быстро перейти на Панель задач, где бы мы
ни находились, можно использовать комбинацию клавиш WIN-
DOWS+TAB.
Сегодня у нас заканчивается десятое занятие, а мы еще не нау-
чились правильно выключать компьютер. Именно правильно, по-
скольку выключение через кнопку "POWЕR" является для компью-
тера аварийным. Хотя я и не рекомендовал Вам часто выключать и
включать компьютер, но это не значит, что мы не должны даже знать,
как это делается.
Познакомимся с двумя способами, как выключения, так и пере-
загрузки компьютера. Для выполнения первого способа нам необхо-
димо открыть Главное меню. Сделайте это наиболее удобным для
Вас способом. Затем, передвигаясь вниз по меню, познакомьтесь с
тем, что оно нам предлагает. В самом конце Вы обнаружите команду
"Завершение работы". Так как эта команда последняя, а меню у нас
циклическое, то, чтобы быстро перейти на эту команду необходимо
лишь раз подняться вверх.
Что ж, выполняем эту команду. После того, как мы нажмём EN-
TER, мы попадаем ещё в одно подменю, где уже окончательно выби-
раем нужную для выполнения команду, в данном случае команда
звучит так: "Выключить компьютер" и жмём ENTER.
Обратите внимание, что в данном подменю находится ещё одна
немаловажная команда "Перезагрузить компьютер", её мы будем
использовать, когда почувствуем, что компьютер стал лениться и
плохо нас слушается.
Второй способ выключения компьютера не требует открытия
Главного меню. Находясь на активном Рабочем столе, достаточно
лишь нажать комбинацию клавиш ALT+Ф4 и Вы сразу же окажи-
тесь в подменю выбора последней команды.
Примечание: если у Вас компьютер современной марки, то он
тут же через 2 - 5 секунд отключится полностью. Если же компьютер
был изготовлен ещё в прошлом веке, например, PENTIUM-I и более
ранней версии, то он полностью сам не выключится. Он также секунд
5 повозится, пошумит, а потом успокоится, но если прислушаться, то
системный блок, - мы услышим, - ещё работает, при этом на монито-
ре будет написано: "Сейчас компьютер можно выключить из сети",
что и сделаем, нажав кнопку "POWЕR".
Дорогой друг, Вы закончили, наверное, самый тяжёлый раздел в
изучении нового Вашего помощника. Я надеюсь, что эти занятия не
оттолкнули, а наоборот сблизили Ваши отношения. Если Вы дошли
до этого занятия без невозобновимых потерь среди как боевой техни-
ки, так и живой силы, то дальнейшие занятия Вам покажутся просто
игрой. Поэтому советую Вам долго не отдыхать, а побыстрее стано-
виться в наш, компьютером ознаменованный, учебный строй!

ПЕРВЫЕ ДОХОДЫ.

Здравствуйте, уважаемый друг! Начиная с сегодняшнего дня, мы
приступим к более близкому знакомству с пультом управления - кла-
виатурой. С чего бы нам начать? А что долго думать, компьютер сам
нам подсказывает: "Начинайте с пуска"...
Вы, конечно же, помните про кнопку Пуск, что дружески нас
приглашает нажать на неё, в левом нижнем углу Рабочего стола.
Вспомним, как мы это делали ранее; выберем один из трёх способов
и откроем Главное меню.
Походите ещё раз вверх, вниз по открывшемуся окну Главного
меню. Очень скоро Вы обнаружите в нем пункт "Программы" или
"Все программы". Обратите внимание на дополнительное слово
"Подменю", которое говорит JAWS, когда попадает на этот пункт.
Это значит, что, если мы здесь нажмём ENTER, то перед нами откро-
ется ещё один список - следующий раздел меню.
Сразу спешу продемонстрировать альтернативный способ от-
крытия подменю - нажатием стрелки "Вправо". Когда Вы работаете
в меню и слышите, что какой-либо пункт предлагает подменю, то
можете смело нажимать как клавишу ENTER, так и клавишу "Впра-
во".
Чтобы вернуться из подменю обратно - подняться на уровень
выше, - можете использовать также два способа: нажатие клавиши
ESCAPE или стрелки "Влево".
Походим по новому вновь открывшемуся меню. Здесь нас будет
интересовать пункт "Стандартные". Вообще, как Вы уже догада-
лись, здесь, в подменю пункта "Программы", находятся все про-
граммы, что установлены на Ваш компьютер. Конечно же, необхо-
димо сразу оговориться, что это не сами программы, а только их яр-
лычки. Но все программы нас пока не интересуют. Начнём со стан-
дартных, которые есть на любом компьютере с операционной средой
Windows. Зайдя в пункт "Стандартные", ищем ярлык программы
Калькулятор и запускаем его. Процесс запускания, как Вы понимае-
те, неразрывно связан с нажатием клавиши ENTER.
Всё, что нам надо было, от Главного меню, мы добились, на эк-
ране монитора появилось окно с программой Калькулятор. Сейчас
уделим наше внимание клавиатуре, точнее только её малой части -
цифровому блоку.
При изучении расположения "мышиных" клавиш на цифровой
клавиатуре, мы обошли стороной последнюю клавишу в верхнем ря-
ду, точнее говоря, она будет первой, если считать, как положено, сле-
ва направо. Знакомьтесь, - это клавиша NUMLOCK ( от слов NU-
MER и LOCK, что переводится как цифра и блокировать, т.е.
цифровой блокиратор). Её задача - переключать весь цифровой
блок с режима "мышиных" клавиш на режим непосредственно чи-
сел. Нажмите клавишу NUMLOCK один раз и убедитесь, что там,
где раньше находилась клавиша INSERT, сейчас красуется цифра
"ноль". А там, где у нас были левая и правая кнопки мыши, сейчас
появились знаки деления и умножения. Соответственно поменялось
предназначение и клавиш, которые ранее отвечали за переход в раз-
ные режимы курсора. В верхнем правом углу этого блока появилась
клавиша со знаком "минус", а под ней клавиша со знаком "плюс".
Хорошо, что клавиша ENTER у нас не как не трансформировалась,
поскольку она нам сейчас нужна в роли знака "равно".
Между клавишами "ноль" и ENTER находится клавиша со зна-
ком точки, она будет необходима, для работы с нецелыми числами.
А сами цифры сгруппировались в серединке этого блока. При изуче-
нии расположения цифр обратите внимание на цифру "пять". Это
последняя, третья клавиша, которая имеет выступ, от неё легко нахо-
дить клавиши с остальными цифрами.
Познакомились с расположением цифр и знаков на малой циф-
ровой клавиатуре. Много там, наверное, понажимали клавиш. Для то-
го чтобы начать расчёты с чистого листа, нажмите клавишу
ESCAPE,- и всё сотрётся. А сейчас в путь выдающиеся экономисты и
бухгалтеры!
Я сначала хотел назвать это письмо первыми потерями, какие
могут быть потери? Потери во времени, но, и Вы, конечно же, согла-
ситесь со мной. Что-то время, что мы проводим рядом с компьюте-
ром, с каждым днём становиться всё более насыщенным и интерес-
ным. Поэтому ни о каких потерях речи и не может вестись, только
доходы, господа!
После подсчёта своих доходов не забудьте вновь переключить
малую цифровую клавиатуру в режим "мышиных" клавиш, для этого
нажмите вновь клавишу NUMLOCK один раз. А для того, чтобы
выйти из программы Калькулятор, вспомните, для этого существует
универсальная комбинация клавиш- ALT+Ф4.
Потренируйте свой мозг с помощью математических вычисле-
ний. Из математики когда-то развилась такая наука, как информатика,
с азами которой мы и знакомимся нынче. Как известно, цифры, осо-
бенно большие, не терпят суеты и шума, поэтому я Вас тихонько по-
кидаю. Счастливо оставаться.

НАСТРАИВАЕМ ГОЛОС.

Рад Вас вновь приветствовать, мой достопочтимый друг. Вы
возможно сильно удивитесь, когда услышите, что на малой цифровой
клавиатуре у нас остались ещё несколько нераспознанных клавиш.
Тем не менее, это так, и давайте поспешим с их распознаванием.
Сегодня мы не будем переключать режим работы цифровой кла-
виатуры с помощью клавиши NUMLOCK, поскольку функции кла-
виш, с которыми нам предстоит знакомство, работают, что называет-
ся, "по умолчанию", т.е. сразу же загружаются при включении про-
граммы JAWS.
Начнём с выделенной клавиши, там, где в режиме цифр нахо-
дится пятёрка. Давайте мы не будем никуда далеко уходить с Рабоче-
го стола, поработаем сегодня с ним. При нажатии выделенной клави-
ши JAWS нам скажет первую букву того слова, с которого начинает-
ся название ярлыка на Рабочем столе. Если быстро дважды нажать на
эту же клавишу, то JAWS произнесёт какое-нибудь известное слово
на эту букву.
Попробуйте это испытать, находясь на ярлыке "Мой компью-
тер", при едином нажатии цифры 5, JAWS произнесёт букву М, а при
двойном нажатии вы услышите слово Малина. Еще можно нажать эту
клавишу, удерживая INSERT, тогда Вы услышите первое слово дан-
ного ярлыка. В нашем примере это слово будет - "Мой". В дальней-
шем эти функции данной клавиши нам, ещё не раз, помогут разо-
браться: на каком слове и на какой букве мы стоим.
Выше, ниже, левее и правее цифры пять находятся клавиши
управления курсором, с такими же стрелками: вверх, вниз, влево и
вправо, как и на блоке управления курсором. В нашем примере ком-
бинация клавиш INSERT + "Вверх" приведёт к произношению
JAWS текущего ярлыка с названием его порядкового номера на Рабо-
чем столе. А в случае нажатия комбинации INSERT + "Вниз" - Вы
сможете прослушать названия всех элементов, что находятся в дан-
ной колонке ниже текущего ярлыка.
А вот там, где были цифры один и семь, сейчас находятся какие-
то совсем новые клавиши. Это клавиша HOME ("хоум", по-русски -
дом, начало), что стоит на цифре семь и клавиша END ("энд", по-
русски - конец, окончание), что стоит на цифре один. Попробуйте по-
нажимать эти клавиши. Вы сразу заметите, что стали куда-то пере-
скакивать. Так оно и есть. При нажатии клавиши HOME мы попада-
ем на самый первый ярлык, где бы ни находились, т.е. в начало от-
счёта. А вот при нажатии клавиши END мы попадаем в конец, но
только законченной колонки. Так, если в одну колонку у Вас умеща-
ется семь ярлычков, а всего их, ярлычков, - пятнадцать, то, при нажа-
тии клавиши END Вы попадёте на четырнадцатый ярлык, поскольку
пятнадцатый начинает новую, третью, колонку.
На месте цифры три, сейчас работает клавиша PAGE DOWN
("пэйдж даун", что переводится на русский, как страница вниз). А
вместо цифры девять сейчас работает клавиша PAGE UP ("пэйдж
ап", по-русски переводится как страница вверх). Эти клавиши нам
будут нужны, когда мы будем работать с текстом для перелистывания
страниц увлекательных романов.
Справа от клавиши INSERT, там, где была точка, осторожно:
новая клавиша, клавиша-людоед, - DEL (DELETE -"делит", что по-
русски переводится, как удалять, стирать). Тут я, наверное, хватил
лишку, на людей эта клавиша, конечно, не нападает, но своих соро-
дичей, элементы, с которыми мы работаем, и будем работать дальше,
съедает почём иногда и зря. Можете попробовать отдать ему на съе-
дение какой-нибудь ярлык с Рабочего стола, который не жалко. А во-
обще, пока не стоит этого делать: а вдруг ярлык-то нужный. Поэто-
му, если даже Вы уже нажали на клавишу DELETE, нажмите ES-
CAPE, чтобы спасти невинно обречённого.
Всё, с цифровой клавиатурой покончили! Но не спешите её от-
пиливать, а вдруг пригодится.
Я думаю, что слишком Вас не утомлю, если за одним познаком-
лю ещё и с шестёркой клавиш, что располагаются над пирамидкой
управления курсором, тем более, что почти все клавиши вы уже знае-
те.
И на самом деле, прямо над клавишей "Вверх" располагается
клавиша END. А над клавишей END стоит клавиша HOME. Правее
от клавиши HOME - клавиша PAGE UP, а под последней - клавиша
PAGE DOWN. Левее клавиши HOME находится вторая клавиша
INSERT и снова рядом с ней, а точнее под ней, стоит клавиша DE-
LETE.
Примечание. На некоторых клавиатурах сразу над пирамидкой
находятся ещё три дополнительные клавиши, с помощью которых
можно выключить компьютер или перевести его в спящий режим.
Напоследок предлагаю познакомиться с комбинациями клавиш,
которые, возможно, назначены для той версии программы JAWS, ко-
торую Вы имеете. Они служат для настройки голоса. Вот они:
1. ALT+PAGE UP - увеличение скорости речи;
2. ALT+PAGE DOWN - уменьшение скорости речи;
3. ALT+SHIFT+PAGE UP - увеличение громкости;
4. ALT+SHIFT+PAGE DOWN - уменьшение громкости;
5. CTRL+ALT+HOME - уменьшение паузы;
6. CTRL+ALT+END - увеличение паузы;
Если JAWS у Вас версии 5.10.383, то для изменения громкости и
продолжительности паузы воспользуйтесь следующими комбина-
циями клавиш:
7. WINDOWS+PAGE UP - увеличение громкости;
8. WINDOWS+PAGE DOWN - уменьшение громкости;
9. WINDOWS+ALT+PAGE UP - увеличение паузы;
10. WINDOWS+ALT+PAGE DOWN - уменьшение паузы.
Попробуйте сейчас настроить произношение программы JAWS,
и скоро узнаете, что в вас скрыт потенциальный логопед. А я умываю
руки до следующей встречи.

КОНТЕКСТНОЕ МЕНЮ.

Здравствуйте, мой уважаемый друг. Вы не забыли, что накануне самостоятельно
отладили голос у компьютера. А ещё мы изучили два блока на клавиатуре: блок малой
цифровой клавиатуры и блок управления курсором. Белым пятном, пока что, для нас
остаётся основной блок клавиатуры - "Печатная машинка". Если Вы по дому уже всё
сделали и у Вас есть часик, другой для занятия на компьютере, то начнём, пожалуй.
Несколько ближайших занятий мы посвятим буквенно-
цифровому блоку клавиатуры, а вначале научимся создавать доку-
мент, который и будем в дальнейшем заполнять.
Итак, цель определена, в путь, товарищи! Для начала посмотрим
внимательно на самый изученный нами нижний ряд основного бло-
ка. Здесь по порядку идут клавиши: CTRL, WINDOWS, ALT, SPACE
и снова ALT, WINDOWS... А вот эту клавишу мы ещё не знаем, что
стоит между правыми клавишами WINDOWS и CTRL. Она называет-
ся "APPLICATIONS" (аппликэйшенс - переводиться на русский как
приложение). Мы будем обращаться к ней как к клавише контекст-
ного меню.
Познакомимся с термином Контекстное меню поближе. Дан-
ный вид меню открывается тремя способами: правой кнопкой мыши,
комбинацией клавиш SHIT+Ф10 или клавишей, с которой мы толь-
ко что познакомились. По названию можно догадаться, что это меню
вызывается к определённому контексту или элементу.
Различных элементов, с которыми нам предстоит работать,
множество, но все они могут быть только в двух состояниях выде-
ленными или невыделенными. Так вот, когда какой-нибудь элемент
выделен, то, нажимая клавишу контекстного меню, мы тем самым
вызываем список команд, которые мы можем применить для работы с
ним. В том случае, когда не один элемент не выделен, то в контекст-
ном меню мы увидим список команд для фона или, как ещё гово-
рят, тела программы, в котором в данное время работаем.
Как раз сейчас нам необходимо вызвать контекстное меню фо-
на Рабочего стола. Для этого нужно, чтобы не один из ярлычков не
был выделен. Не то чтобы совсем не активным был Рабочий стол,
нет, чтобы при активном Рабочем столе ярлыки оставались невыде-
ленными. Это произойдёт, если мы нажмём комбинацию клавиш
CTRL+Пробел. А для того, чтобы какой-либо ярлычок стал снова
выделен, необходимо нажать клавишу Пробел. Обратите внимание,
что при выделении ярлыка на Рабочем столе JAWS произносит его
название, а при снятии выделения - молчит.
Работаем далее, открываем контекстное меню фона и, двигаясь
по списку вниз, находим команду "создать". У этой команды имеется
своё подменю, в котором предлагается на выбор, что мы можем соз-
дать. Выберем пункт "Документ".
Очень хорошо, если на Вашем компьютере уже установлен па-
кет программ под общим названием MICROSOFT OFFICE, тогда пе-
чатать свой документ мы будем в редакторе MICROSOFT WORD, и
название документа будет аналогичным. В противном случае текст
созданного документа мы будем печатать в редакторе WORDPAD.
Для изучения клавиатуры это никакого значения не имеет, но в даль-
нейшей работе я буду в основном ссылаться именно на MICROSOFT
WORD.
При первом нажатии клавиши ENTER создаётся пустой доку-
мент под именем Документ Microsoft Word.doc. Это имя можно изме-
нить, что тут же компьютер и предлагает, но мы пока не будем этого
делать и повторно нажмём клавишу ENTER, чем покажем, что со-
гласны с предложенным именем.
Ура! Вы создали новый элемент Рабочего стола - новый доку-
мент. Вы можете его открыть, посмотреть, что там пока пусто и снова
закрыть.
Так как этот элемент Рабочего стола Вы создали самостоятельно
и даже можете это сделать уже не один раз, то можете со спокойной
душой отдать его на съедение клавише DELETE. Кстати, Вы можете
уничтожить этот элемент двумя способами:
1. находясь на нём, нажать клавишу DELETE;
2. открыть контекстное меню и выбрать команду "Удалить".
Если Вы выберите один из этих двух вариантов, то прежде
чем совсем уничтожить Ваш документ компьютер предложит
сначала поместить его в корзину, с чем Вам останется только
согласиться.
Потренируйтесь в создании и удалении своих документов. Если
вопросов с этим больше нет, то вернёмся ещё раз в контекстное ме-
ню фона Рабочего стола.
В том случае, если контекстное меню фона Вы вызывали с по-
мощью правой кнопки мыши, то значок созданного документа появ-
ляется рядом с индикатором мыши, что утруждает его поиски на Ра-
бочем столе. Для того чтобы эти поиски не стали для Вас столь мучи-
тельными, в данном же контекстном меню есть команда "Упорядо-
чить значки". Зайдя в подменю этой команды, Вы сможете выстро-
ить все значки Рабочего стола по ранжиру.
Порядок, по которому значки будут выстраиваться, предложен
тут же. Если Вы выберете пункт "по имени", то все значки выстроят-
ся по алфавиту. При выборе пункта "по размеру", значки выстроятся
не по размеру пиктограммы, а по количеству информации заключён-
ной в них. Элементы Рабочего стола ещё могут быть различны "по
типу", здесь могут находиться и книги, и аудиозаписи, и программы,
и др. При выборе этого пункта - каждый станет в свой ряд. Можно
разместить все элементы Рабочего стола и по их дню рождения,
пункт "изменён", главное то, что так или иначе они у Вас выстроятся
и находить их станет легче.
Сегодня мы создали пустой документ, заполнять который будем
уже в ближайшие дни. Подождите, и народ ещё прочтёт наши мемуа-
ры.

ОСНОВНОЙ РЯД.

Добрый день, мой добрый товарищ. Мы снова вместе, а это
главное. Накануне мы кинули несколько документов в корзину, а не-
хорошо держать мусор в углах. Надо с этим что-то делать. Но прежде
чем почистить корзину, посмотрим, всё ли, что мы вчера удаляли, се-
годня окажется таким не нужным.
Откроем корзину, посмотрим и даже в том случае, если убедим-
ся, что всё безапелляционно подлежит ликвидации, выберем один из
документов и вызовем его контекстное меню. Первой в открывшемся
списке будет команда "Восстановить". При исполнении этой коман-
ды, документ окажется целым и невредимым, и будет стоять на своём
прежнем месте, с которого мы, может быть необдуманно, его удали-
ли. Это хорошее свойство корзины и я бы посоветовал Вам не очи-
щать сразу же корзину, а оставлять эту процедуру на утро, когда и
голова яснее, как говорится: "Семь раз отмерь, один раз отрежь".
А как же всё-таки нам очистить корзину? Первый способ - по-
вторить те же команды удаления, что и делали вчера, только уже из
корзины, и поэтому больше компьютер, нигде удаляемые элементы
хранить не будет. Напомню, эти команды: воспользоваться функцией
клавиши DELETE или выбрать в контекстном меню этого элемента
команду удалить.
Второй способ более, так сказать, цивильный. Если мы точно
знаем, что содержимое корзины нам точно более не потребуется, то
можно в неё и не залазить. А аккуратненько подойти к нашему му-
сорному ведру и нажать у него контекстное меню. Из предложенного
списка выбираем команду "Очистить корзину", и совершаем нажа-
тие одним пальчиком клавиши ENTER. В том случае, если JAWS со-
общит, что команда "Очистить корзину" не активна, то - значит,
корзина пуста.
Есть

Голосовать: 
0
Голосов пока нет